Полная версия 
Бороденя Валерий Анатольевич
Депутат Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь
Строить будущее, мудро используя ошибки прошлого.
Бороденя Валерий Анатольевич
Главная События

События

13 ИЮНЯ 2019 ГОДА СОСТОЯЛОСЬ ЗАСЕДАНИЕ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ, НА КОТОРОМ ПАРЛАМЕНТАРИИ РАССМОТРЕЛИ 14 ВОПРОСОВ

14 06/2019


В первом чтении были приняты три законопроекта.

 

Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Ипатов В.Д. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Бобриков С.В. представили проект Закона «О персональных данных».

Целями подготовки проекта Закона являются:

обеспечение защиты прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных;

определение общего понятия и категорий персональных данных, принципов и условий работы с персональными данными;

восполнение пробелов в правовом регулировании работы с персональными данными;

унификация условий и порядка работы с персональными данными в соответствии с требованиями международного права и зарубежного законодательства;

определение порядка трансграничной передачи персональных данных;

закрепление прав субъектов персональных данных и обязанностей государственных органов, юридических и физических лиц в сфере работы с персональными данными;

установление дополнительных гарантий от произвольного и бесконтрольного сбора, хранения, использования, иной обработки, распространения и предоставления персональных данных физических лиц.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Опожарной безопасности» с докладом выступил Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Ващенко В.А., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Улахович Н.Д.

Проектом Закона уточняются нормы, регулирующие правовые отношения в области обеспечения пожарной безопасности, вопросы государственного управления и государственного надзора в области обеспечения пожарной безопасности. В частности, определены полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям в области обеспечения пожарной безопасности.


В законопроекте предлагается усовершенствовать правовое регулирование деятельности внештатных и добровольных пожарных формирований, добровольных пожарных организаций. Устанавливается право на участие граждан, коллективов работников в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, цели, виды, порядок создания и деятельности внештатных пожарных формирований. Определяются обязанности и права членов внештатных пожарных формирований, а также гарантии членам внештатных пожарных формирований, меры их поощрения и финансирование деятельности внештатных пожарных формирований. Определяется правовой статус добровольных пожарных организаций, обязанности и права их членов.

 

В законопроекте устанавливается четкое разграничение между внештатными пожарными формированиями и добровольными пожарными организациями, поэтому отпала необходимость в правовом регулировании участия трудовых коллективов и граждан в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В связи с этим статью 6 Закона о пожарной безопасности предлагается исключить.


Проект Закона определяет перечень органов, являющихся органами государственного пожарного надзора. К ним отнесены Министерство по чрезвычайным ситуациям и территориальные органы по чрезвычайным ситуациям. Главным государственным инспектором Республики Беларусь по пожарному надзору по решению Министра по чрезвычайным ситуациям будет являться один из его заместителей.

 

В.А.Ващенко также доложил о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А.).

Законопроект разработан в целях приведения положений действующего Закона «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» в соответствие с нормативными предписаниями Указа Президента Республики Беларусь от 21 января 2013 г. № 41 «О Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике».

В законопроекте определяются цели создания государственного радиационно-экологического заповедника:

ограничение доступа граждан на территории зон радиоактивного загрязнения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, с которых эвакуировано и отселено население;

обеспечение радиационной защиты населения;

предотвращение распространения радионуклидов;

осуществление радиационного мониторинга;

проведение радиоэкологических исследований;

изучение животного и растительного мира, типичных и уникальных экосистем и ландшафтов, естественного течения природных процессов, характерных для Припятского Полесья.

На территории заповедника выделяются заповедная и экспериментально-хозяйственная зоны с указанием перечня видов деятельности, которые можно осуществлять в этих зонах.

Во втором чтении парламентарии приняли пять законопроектов.

В своем докладе о проекте Закона «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь» (о противодействии допингу в спорте и совершенствовании антинаркотического законодательства) член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Богданович А.В. особо отметил нормы, предусматривающие уголовную ответственность за умышленные действия по реабилитации нацизма, за использование допинга в спорте, а также снижение сроков наказания в виде лишения свободы на 2 года за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ражанец В.В. рассказала о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму».

Она отметила, что законопроект направлен на дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам защиты общественного порядка и нравственности от распространения идеологии нацизма.

Законопроектом предлагается установить запрет на реабилитацию нацизма, пропаганду, публичное демонстрирование, изготовление, распространение, хранение и приобретение с целью распространения нацистской символики и атрибутики, а также уточняются термины «нацизм», «реабилитация нацизма», «нацистская символика и атрибутика».

С докладом по проекту Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Наумчик А.А.

Разработка этого законопроекта обусловлена необходимостью приведения положений действующего Закона в соответствие с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», а также совершенствования отдельных его положений с учетом правоприменительной практики.

Проектом Закона предусмотрено исключение из объектов государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду тех объектов, которые не повлекут за собой экологическую опасность в Республике Беларусь. В частности, не будут подлежать государственной экологической экспертизе объекты реконструкции (модернизации), включающие замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на окружающую среду и др.

Кроме того, исключены объекты, по которым в настоящее время проводится оценка воздействия на окружающую среду и, соответственно, государственная экологическая экспертиза:

объекты сельскохозяйственного назначения, не осуществляющие экологически опасную деятельность;

объекты общественного питания, объекты туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий и др.

С учетом правоприменительной практики внесены изменения, касающиеся проведения государственной экологической экспертизы проектов технических условий. Подлежать государственной экологической экспертизе будут проекты технических условий на продукцию, изготовленную из коммунальных отходов, отходов производства, если требования безопасности и охраны окружающей среды не установлены в соответствующем разделе государственного стандарта Республики Беларусь.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Нехайчик О.В. представила проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

Проектом Закона предусматривается:

введение определения понятия «организация эфирного или кабельного вещания»;

конкретизация объема личных неимущественных прав в отношении использования аудиовизуальных произведений (ограничение прав автора на отзыв и на обнародование);

расширение перечня допускаемых случаев свободного использования правомерно обнародованных произведений в социально значимых сферах (для обеспечения образовательного процесса);

приведение статьи о воспроизведении произведений для незрячих и слабовидящих лиц в соответствие с Марракешским от 27 июня 2013 года договором об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям.

совершенствование системы договоров, заключаемых при создании и использовании объектов авторского права и смежных прав, а также правового регулирования отдельных договоров (включение норм об авторском договоре в лицензионный договор);

введение понятия «открытая лицензия» как специального упрощенного способа заключения лицензионного договора на основании сделанной правообладателем публичной оферты, а также возможность заключения лицензионного договора в устной форме;

снижение с десяти до одной базовой величины минимального размера компенсации за нарушение исключительного права на объекты авторского права и смежных прав;

освобождение операторов электросвязи и поставщиков услуг электросвязи от гражданско-правовой ответственности в форме выплаты компенсации в связи с осуществлением ими сообщения для всеобщего сведения телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет телепрограмм;

введение нормы об обязательном ежегодном аудите в организации по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей на коллективной основе;

введение обязанности ежегодного направления в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства 25 процентов от суммы вознаграждения, собранного организацией по коллективному управлению имущественными правами, осуществляющей сбор вознаграждения за воспроизведение произведений и объектов смежных прав в личных целях;

расширение перечня оснований для досрочного прекращения государственной аккредитации организации по коллективному управлению имущественными правами.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ковалько А.Д. рассказал о проекте Закона «Об изменении законов» (по вопросам охоты и ведения охотничьего хозяйства).

Проект Закона, разработанный в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 112 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства», предусматривает внесение соответствующих корректив в Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, а также в Закон «Об оружии».

В частности, предлагается:

наделить граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в отношении которых вступило в законную силу постановление о наложении административного взыскания в виде лишения специального права за нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, правом на приобретение гражданского оружия и боеприпасов после исполнения такого взыскания либо возникновения обстоятельств, при которых постановление о наложении такого взыскания не подлежит исполнению;

сократить срок владения гладкоствольным оружием с пяти лет до одного года в течение предшествующих шести лет как необходимого условия для приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, охотничьего огнестрельного комбинированного оружия, охотничьего метательного оружия;

наделить юридических лиц, занимающихся реализацией оружия, правом приобретения боеприпасов к такому оружию;

предусмотреть возможность продажи гражданами боеприпасов к реализуемому оружию, за исключением боеприпасов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию, снаряженных гражданами для частного использования;

закрепить право реализации оружия, в том числе его безвозмездной передачи, не только организациям, имеющим специальное разрешение (лицензию), но и иным органам и организациям, имеющим право на оборот оружия без получения лицензии (воинские формирования, организации физической культуры и спорта);

предоставить гражданам, у которых аннулировано разрешение в связи с наложением административного взыскания в виде лишения специального права за нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, право вновь обратиться за получением разрешения на те типы гражданского оружия, право на которые они имели до аннулирования разрешения, после исполнения такого взыскания либо возникновения обстоятельств, при которых постановление о наложении такого взыскания не подлежит исполнению.

Кроме того, депутаты Палаты представителей рассмотрели восемь законопроектов о ратификации международных соглашений.

Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Ващенко В.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Кралевич И.Н. проинформировали парламентариев о проекте Закона «О ратификации Соглашения о взаимодействии государств — участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий».

Реализация Соглашения позволит урегулировать основные вопросы в сфере совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества государств — участников СНГ в области обеспечения безопасности использования атомной энергии в мирных целях.

В соответствии с Соглашением стороны обязуются:

принимать всесторонние меры по предотвращению ядерных аварий и сведению к минимуму их последствий;

оперативно представлять информацию и помощь в случае возникновения ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации в целях минимизации трансграничных радиационных последствий;

упростить процедуры перемещения специализированных аварийно-спасательных формирований, оборудования, транспортных средств и материалов, используемых в качестве технического оснащения этих формирований и др.

Проект Закона «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий» представил Первый заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Подгурский И.Н. (содокладчик — член Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Колб И.М.).

Соглашение разработано в рамках реализации пункта 1.1.1.2 Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2014 — 2018 годы и нацелено на обеспечение эффективного предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере информационных технологий.

В Соглашении предлагается унифицировать понятийный аппарат, расширить направления и формы взаимного сотрудничества.

Основными направлениями такого сотрудничества являются:

обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях в сфере информационных технологий и причастных к ним лицах, а также о формах и методах предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в данной сфере;

исполнение запросов о получении информации, которая может способствовать раскрытию преступления, о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также о неотложном обеспечении сохранности компьютерных данных;

планирование и проведение скоординированных мероприятий и операций по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий;

оказание содействия в подготовке и повышении квалификации кадров.

Кроме того, расширяется перечень уголовно наказуемых деяний, включаемых в Соглашение:

уничтожение, блокирование, модификация либо копирование информации, нарушение работы компьютерной системы путем несанкционированного доступа к охраняемой законом компьютерной информации;

создание, использование или распространение вредоносных программ;

нарушение правил эксплуатации компьютерной системы лицом, имеющим к ней доступ, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние причинило существенный вред или тяжкие последствия;

хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, либо путем введения ложной информации;

распространение с использованием сети «Интернет» порнографических материалов с изображением несовершеннолетнего, а также материалов, признанных в установленном порядке экстремистскими или содержащих призывы к осуществлению террористической деятельности или оправданию терроризма;

изготовление в целях сбыта либо сбыт специальных программных или аппаратных средств получения несанкционированного доступа к защищенной компьютерной системе;

незаконное использование программ для компьютерных систем и баз данных, являющихся объектами авторского права, если это деяние причинило существенный ущерб.

Первый заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Подгурский И.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Атрощенко П.А. выступили с докладами по проектам законов «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата от 25 ноября 2005 года» и «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об информационном взаимодействии и обмене информацией в электронном виде по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел».

Первый из этих документов был подписан в целях совершенствования системы обмена информацией и оптимизации взаимодействия в сфере противодействия преступным посягательствам на транспортные средства на территории стран Содружества.

Предлагаемые Протоколом изменения в Соглашение позволят усовершенствовать правовые механизмы сотрудничества в борьбе с хищениями автотранспортных средств, а также конкретизировать полномочия центрального компетентного и компетентных органов в указанной сфере деятельности. В частности, они обеспечат возможность оперативного, с использованием современных информационных технологий, доступа компетентных органов к сведениям, содержащимся в информационных базах данных об автотранспортных средствах, в том числе о пересечении государственной границы, прохождении таможенного контроля и государственной регистрации, расширят перечень таких сведений. Также изменениями в Соглашение предлагается закрепить срок в 1 год, по истечении которого может быть начата процедура обращения невостребованного транспортного средства в доход государства.

Соглашение об информационном взаимодействии и обмене информацией в электронном виде по вопросам, относящимся к компетенции органов внутренних дел позволит создать современные правовые механизмы практического взаимодействия в электронном виде между министерствами внутренних дел Беларуси и России в рамках имеющейся международной правовой базы по различным направлениям оперативно-служебной деятельности.

Обмен информацией будет осуществляться в электронном виде с использованием информационных систем, программно-технических средств, посредством направления и исполнения запросов о предоставлении информации, направления информации и/или предоставления доступа к ресурсам информационных систем компетентных органов. Компетентные органы в рамках взаимодействия разработают технические протоколы информационного взаимодействия, технологического взаимодействия, защиты информации в автоматизированных системах, определяющие перечень передаваемых и получаемых в электронном виде сведений, технологию и порядок передачи, хранения, уничтожения, защиты информации и доступа к ней, сроки установки технических средств, введения в эксплуатацию каналов связи и их обслуживания.

С докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Республикой Узбекистан о развитии военно-технического сотрудничества» выступил Председатель Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь Головченко Р.А., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Мартынов И.Ф.

Соглашение предусматривает определение порядка формирования перечней продукции военного назначения, поставляемой одной стороной другой стороне, осуществления взаиморасчетов между уполномоченными организациями сторон, охраны интеллектуальной собственности, перемещения поставляемой продукции с таможенной территории одной стороны на таможенную территорию другой стороны. Кроме того, Соглашением предусматривается создание Совместной Белорусско-Узбекской комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

С докладами по проектам законов «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Узбекистан о международном автомобильном сообщении от 22 декабря 1994 года» и «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Французской Республики о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов» выступили Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Авраменко А.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Старинская Т.А.

Протокол о внесении изменений и дополнений в межправительственное белорусско-узбекское Соглашение о международном автомобильном сообщении направлен на уточнение международно-правовых обязательств сторон по вопросам согласования количества разрешений на автомобильные перевозки и их использования, в том числе при транзитных перевозках, а также на установление таможенных льгот в отношении средств автомобильной перевозке, топлива и запасных частей.

Белорусско-французское межправительственное Соглашение направлено на правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов между территориями государств договаривающихся сторон и транзитом через их территории.

Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Колтович В.В. проинформировал о проекте Закона «О ратификации Протокола о присоединении Республики Армения к Соглашению о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции от 12 ноября 2014 года» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Демидович В.Н.).

Соглашение заключено в целях защиты конфиденциальной информации, используемой Евразийской экономической комиссией в рамках реализации полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции, нарушение которых оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории стран — участниц этого Соглашения.

Положения, закрепляемые в Протоколе, направлены на выполнение Республикой Армения обязательств по Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Республика Армения приняла на себя обязательства по присоединению к международным договорам, подписанным или вступившим в силу до дня вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе.

Следующее заседание Палаты представителей состоится 19 июня 2019 года.

Все новости