Бороденя Валерий Анатольевич
Депутат Палаты представителей
Национального собрания Республики Беларусь
Строить будущее, мудро используя ошибки прошлого.

PDA
Бороденя Валерий Анатольевич
Главная События

События

29 ИЮНЯ 2018 ГОДА СОСТОЯЛОСЬ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ СЕССИИ ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ШЕСТОГО СОЗЫВА

29 06/2018

В ходе заседания в первом чтении были приняты три законопроекта.

О проекте Закона «Об изменении некоторых кодексов Республики Беларусь» парламентариев проинформировали директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь Ипатов В.Д. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Чекан В.И.

Поправки вносятся в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь. Ряд изменений вызван необходимостью декриминализации деяний, не обладающих достаточной степенью общественной опасности и не требующих привлечения лиц, их совершивших, к ответственности в порядке уголовного судопроизводства, а также приведения отдельных норм Уголовного кодекса в соответствие с принципом соразмерности наказания общественной опасности совершенного преступления.

В этих целях проектом предлагается:

исключить из статей 188 и 189 УК деяния, предусмотренные частями 1 названных статей, поскольку характер и степень их общественной опасности являются незначительными;

снизить верхний предел лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 210 УК, с семи до шести лет, поскольку отнесение хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенного повторно либо группой лиц по предварительному сговору, к категории тяжких без угрозы либо применения насилия, не обусловлено степенью общественной опасности и практикой назначения наказаний по данной категории преступлений;

снизить размер санкции части 4 статьи 212 УК, поскольку отнесение хищения путем использования компьютерной техники, совершенного организованной группой либо в особо крупном размере к категории особо тяжких без угрозы либо применения насилия, не обусловлено степенью общественной опасности и практикой назначения наказаний по данной категории преступлений;

трансформировать санкцию части 2 статьи 343 УК в альтернативную, дополнив ее ограничением свободы, что создаст условия для более эффективной реализации принципа индивидуализации наказания.

Ряд корректировок вызван необходимостью модернизации уголовной ответственности за преступления против порядка осуществления экономической деятельности. В этих целях проектом предлагается:

исключить из УК такой вид наказания как конфискация имущества, заменив его в санкциях статей, содержащей в качестве наказания конфискацию, штрафом.

предусмотреть в примечаниях к главе 25 положение о том, что к лицу, впервые совершившему не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое преступление против порядка осуществления экономической деятельности (за исключением изготовления, хранения либо сбыта поддельных денег или ценных бумаг, контрабанды, незаконного экспорта или передачи в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализации («отмывания») средств, полученных преступным путем, а также уклонения от уплаты сумм налогов, сборов, повлекшего причинение ущерба в особо крупном размере), наказание в виде лишения свободы может быть назначено только при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 64 УК, и отсутствии смягчающих обстоятельств, или только если соответствующей статьей 25 главы УК лишение свободы предусмотрено как единственный вид наказания;

увеличить крупный и особо крупный размер (сделку, ущерб, доход (наживу) в крупном (особо крупном) размере) с двухсот пятидесяти и тысячи до тысячи и двух тысяч базовых величин соответственно;

изложить статью 223 УК «Нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и (или) камнями» в новой редакции, установив в качестве обязательного условия наступления уголовной ответственности совершение сделки в крупном размере;

исключить статью 224 УК «Нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь», поскольку за 2006 — 2016 годы всеми правоохранительными органами по статье 224 УК не выявлено ни одного преступления;

увеличить особо крупный размер валюты, подлежащей обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь, с двух до четырех тысяч базовых величин (статья 225 УК), что концептуально соответствует курсу государства на либерализацию экономической деятельности, в частности, внешнеторговой, и раскрепощение деловой инициативы, а также позволит исключить случаи привлечения руководителей добросовестных организаций к ответственности за несоблюдение зарубежным контрагентом условий внешнеторгового контракта;

криминализировать в статье 2261 УК незаконные использование либо разглашение сведений, внесенных в реестр владельцев ценных бумаг, или информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг только в том случае, если такие деяния совершены из корыстной заинтересованности и повлекли причинение ущерба в особо крупном размере, иные деяния перевести в административно наказуемые (статья 11.73 КоАП);

снизить в части 2 статьи 2262 УК максимальный срок лишения свободы с семи до шести лет;

исключить квалифицирующий признак «совершение преступления группой лиц» в отношении статьи 240 УК (преднамеренное банкротство), предусматривающей уголовную ответственность специальных субъектов (должностных лиц юридических лиц) за преступление, совершаемое в сфере легального оборота товаров, работ, услуг, поскольку действующий ныне подход является не вполне оправданным, так как экономическая деятельность носит, как правило, коллективный характер;

снизить верхний предел наказания в виде лишения свободы в санкциях частей 1 статей 233, 240 и 258 с трех до двух лет исходя из сложившейся практики назначения наказаний, а также декриминализировать предпринимательскую деятельность, осуществляемую без регистрации в установленном законодательными актами порядке, и исключить признак «иная личная заинтересованность» из диспозиции части 1 статьи 258 УК;

изложить статью 237 УК в новой редакции, предусматривающей ответственность не за выманивание кредита или субсидии, а за их незаконное получение, при этом из диспозиции части 2 статьи исключить термин «государственный целевой кредит» ввиду отсутствия как в уголовном законе, так и в ином законодательстве определения данного понятия;

исключить из УК составы преступлений, предусмотренные статьями 244 и 249, поскольку указанные нормы до сих пор не имели практического применения;

изложить статью 255 УК в новой редакции, установив в ней ответственность за действия, предусмотренные действующей редакцией части 1, если они совершены из корыстной заинтересованности, при этом за разглашение коммерческой или банковской тайны, совершенное не из корыстной заинтересованности и не повлекшее причинения ущерба в крупном размере, публичная ответственность будет наступать в соответствии со статьей 22.13 КоАП; в целях сокращения количества оценочных понятий из диспозиции новой редакции статьи 255 УК исключить такой признак преступления, как «иная личная заинтересованность».

Ряд предлагаемых проектом положений вызван необходимостью совершенствования норм УК с учетом практики его применения. Проектом предлагается:

привести терминологию УК в соответствие с Законом Республики Беларусь «Об оказании психиатрической помощи», международными стандартами с учетом практики осуществления экспертной деятельности;

внести изменения в статью 75 УК с целью устранения правового пробела, заключающегося в отсутствии в УК правил зачета срока содержания под стражей в срок примененной меры воспитательного характера;

изменить подход к приостановлению и возобновлению превентивного надзора, указав в части 9 статьи 80 УК, что в срок превентивного надзора не засчитывается период отбывания лицом наказания в виде ареста, ограничения свободы или нахождения его в лечебно-трудовом профилактории;

предусмотреть возможность установления профилактического наблюдения в том числе за лицами, судимыми два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления;

ужесточить уголовную ответственность за доведение до самоубийства и склонение к самоубийству, в связи с этим часть первую статьи 145 УК дополнить квалифицирующим признаком «доведение лица до самоубийства или покушения на него путем угроз»;

ввести уголовную ответственность за пропаганду самоубийства;

заменить в статьях 188 УК и 9.2 КоАП слова «позорящих» и «измышлений» соответственно словами «порочащих» и «сведений»;

декриминализировать незаконную организацию деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности и ввести за совершение таких деяний административную ответственность (дополнить КоАП статьей 23.88);

исключить статью 232 УК, поскольку воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является частным случаем злоупотребления властью или служебными полномочиями (статья 424 УК), в соответствии с которой и будет квалифицироваться названное деяние;

дополнить примечание к статье 327 УК, предусмотрев, что крупный размер наркотических средств, психотропных веществ, для целей данной статьи, статей 328 и 3281 УК, а также порядок его определения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;

снизить в части 2 статьи 328 УК нижний предел наказания в виде лишения свободы с пяти до трех лет, в части 3 — с восьми до шести лет лишения свободы, что не повлечет изменения категорий данных преступлений, позволит реализовать принцип справедливости уголовной ответственности и индивидуализации наказания, а также дифференцировать ответственность лиц, впервые совершивших преступление, и несовершеннолетних;

изложить статью 329 «Посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества» УК в новой редакции;

дополнить часть 2 статьи 331 указанием на квалифицирующие признаки «в отношении заведомо несовершеннолетнего, лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста», «с угрозой применения насилия» и «группой лиц»;

дополнить статью 333 УК примечанием о том, что перечень сильнодействующих и ядовитых веществ для целей применения данной статьи и статьи 334 УК устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, что позволит более полно реализовать принцип правовой определенности в указанных нормах уголовного закона;

ужесточить ответственность за совершение преступлений против государства путем дополнения статьи 356 УК «Измена государству» частью второй, предусматривающей повышенную ответственность за измену государству, совершенную должностным лицом, занимающим ответственное положение, или лицом, на которое распространяется статус военнослужащего;

скорректировать диспозицию статьи 409 УК с тем, чтобы исключить ее неоднозначное толкование, обеспечить корреспонденцию с предлагаемыми изменениями и дополнениями в статью 97 УПК, а также привести ее терминологию в соответствие с банковским законодательством;

изложить в новой редакции статью 428 УК с учетом анализа составов статей 301 — 306, 318 УК, а также необходимости корреляции статьи 428 УК со статьей 456 УК;

реализовать ряд рекомендаций ГРЕКО исходя из требований международных конвенций, к которым присоединилась Республика Беларусь, в связи с чем в новой редакции изложить пункт 4 части 4 статьи 4 УК, внести соответствующие изменения в статью 252 УК, абзац первый части 1 статьи 430 и статью 433 УК.

Ряд предлагаемых проектом положений обусловлен необходимостью приведения УК в соответствие с законодательством. Для этого законопроектом предусмотрено:

приведение примечания к главе 30, статей 344 и 345 УК в соответствие с Кодексом Республики Беларусь о культуре в связи с изменением терминологии;

внесение редакционного изменения в часть 3 примечаний к статье 228 УК, предусматривающего замену в нем слов «таможенным законодательством Таможенного союза» словами «Таможенным кодексом Евразийского экономического союза» в связи с вступлением в силу 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Иные предлагаемые проектом положения вызваны необходимостью реализаций решений Конституционного Суда Республики Беларусь, приведения УПК и УИК в соответствие с законодательством и с учетом практики их применения.

С докладами о законопроекте «Об изменении некоторых законов Республики Беларусь»выступили Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Шилов В.П.

В соответствии с законопроектом, изменения вносятся в Трудовой кодекс Республики Беларусь и некоторые законы по вопросам трудовых отношений.

Проектом Закона предусматривается изменение существенных условий труда, порядок расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, вводятся дополнительные основания увольнения работника по инициативе нанимателя, закрепляются особенности регулирования труда работников, с которыми заключаются контракты и осуществляющих дистанционную работу, уточняется порядок и условия перевода работника к другому нанимателю, вводятся дополнительные основания увольнения и досрочного расторжения срочного трудового договора, уточняется понятийный аппарат, закрепляются дополнительные гарантии гражданам, уволенным с военной и альтернативной службы.

В документе также закреплены единые подходы к регулированию вопросов привлечения работников к материальной ответственности посредством распространения заложенного в Трудовом кодексе механизма на работников, работающих по контрактной форме найма.

Кроме того, с учетом принятых решений по повышению пенсионного возраста изменения вносятся в определение термина «контракт». Откорректированы положения законопроекта, касающиеся вопросов отстранения работника от работы.

Проект Закона «О радиационной безопасности» представили депутатам заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Долголевец А.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А.

Изменение положений действующего Закона обусловлено необходимостью приведения его положений в соответствие с предписаниями более поздних законодательных актов, а также с обновленными международными требованиями в области радиационной безопасности.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, связанные с обеспечением радиационной безопасности при изготовлении (производстве), эксплуатации, хранении, перевозке, переработке и захоронении источников ионизирующего излучения, при осуществлении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, в том числе при обнаружении источников ионизирующего излучения и обращении с радиоактивными отходами.

Законопроект включает в себя новые правовые институты и дополнительные элементы системы обеспечения радиационной безопасности.

В соответствие с международными требованиями и установившейся практикой осуществлена корректировка терминов «ионизирующее излучение», «источник ионизирующего излучения», «практическая деятельность», введены новые термины «радиационный объект», «медицинское облучение», «профессиональное облучение».

Определен круг объектов и субъектов правоотношений в области обеспечения радиационной безопасности, уточнены полномочия Правительства и ряда республиканских органов государственного управления. Предусмотрено, что Совет Министров Республики Беларусь определяет стратегию повышения компетентности по вопросам радиационной безопасности, стратегию обращения с радиоактивными отходами и орган государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами.

Новым в законодательном регулировании обеспечения радиационной безопасности является проведение экспертизы, консультирование в области обеспечения радиационной безопасности, государственная регистрация типа источника ионизирующего излучения.

С учетом подходов, предусмотренных в Общих требованиях безопасности МАГАТЭ, введены типы ситуаций облучения (планируемый, аварийный и существующий), на основании которых установлены требования по обеспечению радиационной безопасности.

Все новости